Религиозная сущность гражданской войны

22 ноября 2004

Религиозная сущность гражданской войны

Одна из наиболее острых мыслей Маркса, которую не оценили по достоинству, состояла в том, что в каждой национальной культуре на самом деле содержатся две культуры: буржуазная и пролетарская. Если это справедливо по отношению к культуре, то в еще большей степени это положение применимо к религии. Действительно, внутри любой конфессии, традиции, внутри любой теологии противостоят друг другу две тенденции, которые можно с полным основанием назвать «религия (или теология) господ» и «религия (или вера) угнетенных». Нет такой духовной практики, которая была бы свободна от этого дуализма. Противостояние господ и рабов выходит далеко за рамки чисто социальной проблематики. Речь идет не об относительной общественной несправедливости, объясняющейся недостаточным развитием производительных сил; противостояние «верха» и «низа» относится к числу наиболее фундаментальных характеристик реальности.

Современные полуинтеллигенты-«образованцы» в постсоветской России жадно накинулись на постмодернизм как на право ни во что не верить и ничего не принимать всерьез. Особенную радость вызывает у них отказ от так называемых «идеологических мифов», к числу которых они в первую очередь относят любое упоминание о гнете, несправедливости, неправедности богатств и т. п. Видимо они надеются на теплые лакейские места при выскочках-олигархах. Тем ни менее все, что отвергла партноменклатура во время приватизации, это не марксистский миф, а глубинная метафизическая правда о человечестве и его истории, которую марксизм, подвергнув сильной редукции, просто использовал.

Такие понятия, как «свобода» и «рабство», «тирания» и «справедливость» — это основы теологического понимания человеческого существования, религиозные категории, в которых описывается подлинное устройство мира. Дело в том, что как «религия господ», так и «религия рабов» всегда содержит в себе политическое измерение, которое раскрывается в теологии власти. Власть есть важнейшая категория общественно-политическое реальности, потому что в ней подразумевается вся сфера возможного и вся мера доступной в данный момент человеку свободы.

Для любого трезвого историка, политического философа бесспорным является то, что вся история человечества есть история рабства и угнетения и борьбы против него. Человечество порабощено дважды: силами природы и собственными «элитами». Смысл истории как раз и заключается в том, чтобы преодолеть это двойное угнетение. Поэтому религия как духовно-экзистенциальное раскрытие и проживание этого смысла всегда будет площадкой, на которой происходит противоборство между «верхом» и «низом» за конечную интерпретацию, за контроль над этим смыслом. В конечном счете господа и рабы противостоят друг другу в определении того, что такое Добро и Зло в их фундаментальном последнем значении. Об этом как нельзя лучше свидетельствует аят Св. Корана: «И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло — поистине, Аллах знает, а вы не знаете» (2:216). Именно исход борьбы за интерпретацию добра и зла окончательно предопределяет расстановку сил в последнем смысле истории: кто будет истинным низом и кто будет истинным верхом. Именно об этом говорит в своей нагорной проповеди Христос, и именно это подразумевается также в политическом и метафизическом одновременно обещании, общем для Евангелия и Корана: «Последние будут первыми».

В течение последних двух столетий правящим классам удалось эффективно использовать новую политтехнологию — представительную демократию с ее характерными институтами: партиями, парламентами, выборами и т. п. Одновременно с этим произошла дерелигизация протестного мировоззрения, в значительной мере ослепленного этой же политтехнологией. Возникло иллюзорное ощущение некой общественной солидарности, преодоленности той непримиримой вражды, которая разделяла касты и их ценности якобы в прошлом. Однако сегодня обанкротился марксистский проект и господствующие элиты одним ударом вернули себе — да еще и с лихвой! — то экономическое положение, которое у них было непосредственно после первой мировой войны, и которым они вынуждены были поступиться под влиянием СССР и давлением международного коммунистического движения. Однако, хозяева жизни не собираются останавливаться на этом. Уже повсеместно на Западе демонтируются системы социальной защиты, разрываются общественные договоры, еще недавно казавшиеся вечным завоеванием западной цивилизации. Новый социальный порядок, рождающийся сегодня, выпестованный праворадикальными буржуазными интеллектуалами типа Кристола и Вулфовица будет «ницшеанским» в кубе! Он выбросит тех, кого сочтет слабым, бесполезным или вредным на границу существования, вон из истории, остальных придавит железной пятой олигархии. По мысли господ, освобождение Человека (под которым они имеют в виду коллективный бренд своего закрытого клуба) возможно лишь за счет полного порабощения всего человечества.

Именно этому всегда противостоял и будет противостоять Ислам — до сих пор до конца не понятая, но невероятно действенная идеология трансцендентного смысла истории, идеология абсолютной свободы, достижимой только через священную верность Субъекту, идеология, которая в конечном счете позволяет реализовать украденный «основоположниками» из христианской традиции призыв «шагнуть из царства необходимости в царство свободы». Но прежде человечеству предстоит пройти через опыт предельной социальной поляризации, сравнимой лишь с временами фараонов и древнего Вавилона. Придется пройти через мировую гражданскую войну между транснациональным Гетто и не менее транснациональным Сити. Другого пути нет для того, чтобы обрести окончательный смысл бытия, исторического времени и, в конечном счете, самих себя.

22 ноября 2004 г.