Кем был коранический Зуль-карнайн?

07 декабря 2015

Они станут спрашивать тебя о Зул-карнайне. Отвечай: «Я поведаю вам рассказ о нём». Воистину, Мы поддержали его на земле и даровали ему пути достижения всего [желаемого], и он выбрал один из путей. (Коран, 18 сура, 83 аят)

Много вопросов относительно того, кто есть коранический Зуль-карнайн и что это за народ, которому Всевышний не даровал «от солнца прикрытия»:

И он (Зуль-карнайн) последовал далее своим путем, и прибыл, наконец, в [место, где] восходит солнце, и обнаружил, что оно восходит над людьми, которым Мы не даровали от него никакого прикрытия. (Коран, 18 сура, 90 аят)

Зуль-Карнайн в переводе с арабского означает «обладающий двумя рогами». На античных монетах он был изображён с двумя рогами.

Большинство ученых, как в прошлом, так и сейчас сходятся на том, что речь идет об Александре Македонском. Некоторые указывают, что коранический Зуль-карнайн совершал дела, которые исторический Македонский не совершал и поэтому должен иметься в виду кто-то другой. Третьи же добавляют, что исторический Александр Великий был язычником и называл себя богом и поэтому он не может упоминаться в Коране как пророк, и вообще в позитивной тональности.

Лично я придерживаюсь мнения большинства, что это Македонский, но взятый не как эмпирическая конкретная личность, а как некий знак или парадигма своей миссией. Значение исторического Македонского в том, что он впервые реализовал нечто подобное глобальному обществу, надцивилизационное универсальное пространство, в котором восторжествовал эллинизм, как ключ ко всей мировой культуре. В этом смысле есть Македонский, а есть его огромная тень, реализовавшаяся сегодня в той мировой системе, которая нам предстоит. Поэтому походы Македонского на закат или на восход следует понимать не так, что, дескать, молодой Александр выехал на несколько десятков километров в болоте на западе Македонии, как интерпретирует один пакистанский алим, это архетипические деяния, закладывающие основы современного миропорядка.

Проще говоря, народ, не имеющий укрытия от Солнца — это вся цивилизация иранской группы, которая была связана с культом Солнца и поклонялась светилу, называя его как божество «Sol inviсtus», то есть «непобедимое Солнце». Этот термин и означает, что они не имели от этого Солнца укрытия и защиты. Македонский оставил их в том состоянии, в котором они были, и здесь уже речь идет о конкретно исторической фигуре. Ислам придет в эти регионы (дав защиту «от Солнца») лишь через примерно тысячу лет после него.

Что же касается путешествия Зуль-карнайна туда, «где Солнце садится в мутный источник»:

([Он шел] и прибыл, наконец, к [месту, где] закат солнца, и обнаружил, что оно заходит в мутный и горячий источник. Около него он нашел [неверных] людей. Мы сказали: «О Зул-карнайн! Либо ты их подвергнешь наказанию, либо окажешь милость») (Коран, 18 сура, 86 аят)

это еще более интересная тема. Под мутным источником следует понимать Гольфстрим, который бьет со дна Мексиканского Залива из разломов вулканического характера. Это действительно горячая мутная вода, которая образует подводное течение, согревающая Европу и дающая возможность существовать в этой Европе цивилизации. Известно, что, если бы не было Гольфстрима, в Англии и Северной Европе средняя температура была бы ниже градусов на 15. И вряд ли в этом случае эти территории представляли интерес для заселения.

Однако и здесь речь идет не о физическом акте опускания Солнца в конкретный источник мутной воды, а о цивилизационной парадигме.

Цивилизации майя и инков, существовавшие вокруг Мексиканского Залива, рассматривали Солнце как божество, предстающее в виде пернатого змея Кетцалькоатль. Это фигура индейского пантеона как раз была связана с символизмом заката и по некоторым традициям «пернатый змей» принимал заходящее Солнце, чтобы переправить его с запада на восток.

Добавим к этому, что (вынося за скобки данные современной геофизики, которые иногда бывают не только фантастичны, но и не интересны) Гольфстрим возник в результате катастрофы, погубивший Атлантиду, из которой спасся пророк Нух (ас).

Так что мы видим, что путешествие Зуль-карнайна является двумя «рогами» одной темы, в которой полярные аспекты Солнца — восходящего и заходящего — противостоят друг другу именно как полюса глобальной цивилизации. В этом пророческая функция Зуль-карнайна, малой проекцией которого в физическом плане был реально живший Александр Македонский.

Гейдар Джемаль