«Шаймуратики»

06 февраля 2013

Верховный суд Башкирии разрешил жителям деревни Шаймуратово расплачиваться «шаймуратиками». Так называются местные деньги, а точнее — товарные талоны. Эти товарные билеты смогли поднять всю деревенскую экономику. Такую систему взаиморасчётов предложил местный фермер. На «шаймуратики» можно купить любой товар в местных магазинах, можно даже рассчитываться ими за услуги.

Явление, которое в России окрестили «шаймуратиками», конечно, началось не у нас. Ещё в Великобритании в небольших поселениях существовала практика выдачи расписок об оказанных услугах между соседями. Например, молочник поставляет тебе молоко, а ты платишь ему именной распиской, которую он может передать учительнице, которая за это преподаёт. Так изготавливаются собственные деньги, которые становятся формой расплаты между людьми.

По сути, это попытка выйти из универсальной денежной системы в альтернативную. Эти инициативы возникают постоянно. Периодически такие вещи всплывают то тут, то там по миру, что не удивительно. У людей инстинктивно просыпается протест против мировой финансовой системы и они задают себе вопрос, что делает деньги, которыми они расплачиваются, легитимными? И они понимают, что это только система насилия и принуждения, которая заставляет принимать деньги данного правительства, которые в планетарном масштабе, так или иначе, — доллары. Доллар, как известно, обеспечен военной мощью США. Так же как и бумажки местных правительств обеспечены бюрократией и её военной инфраструктурой. Дело в том, что государство является по определению уникальной экономической структурой, которая производит только дебит. А именно, как только государство выпускает бумажные деньги, они на следующий же день начинают дешеветь, и всё население государства бесконечно напрягается, чтобы компенсировать постоянно образующийся зазор между реальной стоимостью денег и номинальной, ведь что такое деньги, как не долговые расписки государства? Проще говоря, долговые расписки бюрократической корпорации, которая способна принуждать людей компенсировать её долги своими потом, слезами и кровью, а время в данном случае — главный отчуждаемый капитал. Деньги, которые измеряют стоимость этого отчуждённого капитала, дешевеют постоянно. Нет таких денег, которые бы в итоге, по сумме всех финансовых процессов, не дешевели.

На один фунт стерлингов можно было когда-то жить месяц, а сейчас на него и в метро как следует не проедешь. Конечно, раз в какой-то период можно проводить индексацию, объявлять, что начинается переход на новую систему расчётов, где рубль стоит по 100 старых рублей, но общую систему это не меняет, это исключительно алгебраическая операция, и мы видим, что деньги — это такая структура, через которую идёт постоянная утечка стоимости. Люди пытаются выйти из этой структуры. «Шаймуратики» — это ведь практически те же расписки, что были и в Англии. Правда, когда они это сделали, на них тут же «наехала» прокуратура. Но кто может помешать соседу брать расписку за оказанную услугу или за проданное ему молоко покрыть соседу крышу?

Почему эти процессы вдруг начались в исламских регионах? Ислам выступает против бумажных денег, как долговых расписок, потому что, по сути, это векселя, и операции ими — это торговля векселями. А что такое вексель? Это заём, который относится к некоторому неопределённому будущему времени, и отличие от долговой расписки там только в том, что не проставлено время выдачи. По сути, это долговая расписка, по которой просто не собираются возвращать долг. Рубль и доллар никогда не обменяют на то, что он собой символизирует, да и привязки к золоту уже как таковой не существует. А бумажные деньги в исламской экономике всегда рассматривались как своего рода ростовщичество и обман, поэтому всегда традиционно существовала привязка к золоту.

В халифате существовала иерархия: универсальная монета — золотой динар, в локальных территориях шли серебряные деньги, зависящие от общего золотого динара, как в Магрибе, в Иране, в более мелких и бедных странах как Тунис, Ливия и т. д. — шли медные деньги, которые определялись стоимость серебряных. И, как известно, шариатская экономика категорически запрещает фьючерсные сделки, как торговля не снятым урожаем, не добытой нефтью, продажа ещё не сделанного товара. Вы не можете написать бумажку-долг за невыращенную пшеницу (фьючерс), и тем более не можете написать на эту бумажку-долг другую бумажку-долг — так называемый дериватив. Почему? Потому что, в конечном счёте, стоимость всех бумажек, выпущенных на этот урожай, которого ещё нет, многократно превышает стоимость самого урожая, и понятно, что расплачиваться по этому долговому обязательству, в конечном итоге, будут не только те, кто его съел, но и их дети, правнуки и т. д. Это то самое ростовщичество, которое категорически запрещено в Исламе, поэтому у мусульман в подкорке заложено, что бумажные деньги, выпущенные государством, — это откровенный обман.

Почему такие «шаймуратики» в России вдруг появились именно в одной из исламских республик — понятно. Это протест, организованный не профсоюзами или КПРФ, интегрированной в режим. Это протест, который идёт от единственной организованной силы — Ислама. Это социально-политическое противостояние, которое, надо смотреть правде в глаза, идёт на мировом уровне.

Гейдар Джемаль для «Накануне. ру»