Рецензия на фильм «Элизиум»

11 августа 2013

В своё время фильмы типа «Элизиум» делали для пионеров младшего и среднего школьного возраста. По большому счёту, это Аркадий Гайдар. Конечно, у Гайдара не было возможности экранизировать на таком уровне, но запал похожий.

Есть, правда, разница: герои Гайдара — страстные энтузиасты бунта. Герой «Элизиума» — люмпен; не пробей его радиация — сдох бы за станком. Другое отличие «Элизиума» от пионерских фильмов сталинской эпохи — иврит. В те времена предполагалось, что на иврите говорят good guys. Действительно, большинство комиссаров свободно шпарили на иврите, поскольку кончали хедер. В данном случае ивритом пользуется сука-министерша, которая гнобит человечество. Отражение пути, который иврит проделал за последние 90 лет!

Но проблема фильма в том, что при всём своём пионерском хэппи энде, он глубоко пессимистичен. Зритель старше школьного возраста понимает, что мечта землян быть гражданами Элизиума сбылась максимум на неделю. Прежде всего, потому, что земляне — шпана, а на Элизиуме — элита. Конечно, перезагрузка сделала землян гражданами. Будет следующая перезагрузка. Вспомним, какие права получали французы в 1790-м, русские в 1917-м... Где эти права? Позитив фильма в том, о чём он не говорит, точнее, на что намекает проброс: реальное классовое противостояние. Пока есть элита, простым людям не доползти до зелёных лужаек с фонтанами.

twitter