Смысл шахады

20 ноября 2015

Вопрос:

Ассалям алейкум уважаемый Гейдар Джахидович. Я смотрела ваше видео, где вы обсуждаете тему шахады и честно говоря это заставило задуматься. Первая часть -это отрицание, а вторая как вы сказали: но есть Аллах, то есть не тот перевод который мы обычно слышим или читаем-кроме Аллаха, вы говорите но есть Аллах. Получается нет бога, но есть Аллах. Так вот мне очень важно знать как вы растолкуете 163 Аят Суры Бакара священного Корана.

2:163 Крачковский

И бог ваш — Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного!

2:163 С огласовками

وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَٰنُ الرَّحِيمُ

Спасибо вам большое.

Ответ:
Ва алейкум ас салам!
В данном случае имеется обращение к людям — «илахукум», то есть Тот, к Кому вы обращаетесь, объект вашего поклонения, который вы называете «богом» — так вот, знайте, что Он — Бог единый! (Это сказано людям, для которых «илах» есть высшее определение.) Это совершенно не значит, что метафизическое содержание этого понятия переносится на имя «Аллах». Для джахилей и мушриков «илах» — это бытийная категория. Суфии и шииты, возникшие из суфиев, стоят на этой платформе. Для Мохи эд-Дина ибн эль-Араби, Моллы Садры и других выходцев из «шинели» Платона, «Бог», конечно, это Бытие (Сверхбытие, тотальное Всё) — они же монисты, а не монотеисты!

Для мусульманина «абсолютное Всё» есть не-Аллах. Все дано для того, чтобы указывать на непостижимую трансцендентность Аллаха. В этом смысл шахады. Только откровение соединяет наше сознание с знанием о Нем.